Государственное учреждение образования
"Средняя школа №11 г.Речицы"
Гомельская область, г.Речица
ул.Строителей, д.4

 
» Пошаговый алгоритм
Средняя школа №11 г.Речица

Пошаговый алгоритм



ИНСТРУКЦИЯ

о порядке действий педагогических

работников по выявлении детей,

подвергшихся насилию


1. Настоящая Инструкция определяет порядок действий педагогических работников по выявлению детей, подвергшихся насилию, включающий психологическое просвещение, психологическую диагностику и психологическую помощь.
2. Для целей настоящей Инструкции применяются термины и их определения в значениях, установленных Кодексом Республики Беларусь об образовании, Законом Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. № 2570-XII «О правах ребенка», Законом Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. № 200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Законом Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. № 153-З «Об оказании психологической помощи», настоящей Инструкцией, иными нормативными правовыми документами.
3. Работники учреждений образования выявляют детей, подвергшихся насилию при выполнении должностных обязанностей, а также при проведении психологического просвещения, психологической диагностики, индивидуальной профилактической работы, осуществлении иной деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений, обеспечению прав и законных интересов детей.
4. Психологическое просвещение по выявлению детей, подвергшихся насилию, организуется ежегодно в учреждениях образования в периоды с 1 марта по 1 апреля и с 25 августа по 25 сентября и включает выступления педагогов-психологов на собраниях трудовых коллективов, родительских собраниях, беседы с детьми, их родителями (усыновителями, удочерителями), опекунами или попечителями, другие мероприятия, направленные на распространение психологических знаний о видах насилия, его проявлениях, анкетирование детей с использованием анкеты (приложение 1 к настоящей Инструкции), педагогических работников, родителей (усыновителей, удочерителей), опекунов или попечителей с использованием карты наблюдений (приложение 2 к настоящей Инструкции).
5. По результатам психологического просвещения педагог-психолог:
в течение 2 рабочих дней анализирует результаты анкетирования детей и педагогических работников, родителей (усыновителей, удочерителей), опекунов или попечителей;
в необходимых случаях в течение 2 рабочих дней проводит беседы с детьми, в ходе которых устанавливает с ними психологической контакт, изучает их эмоциональное состояние, использует методы психологической диагностики, указанные в приложении 3 к настоящей Инструкции;
для уточнения карты наблюдений проводит беседу с педагогическими работниками, родителями (усыновителями, удочерителями), опекунами или попечителями;
в течение 1 рабочего дня информирует руководителя учреждения образования о результатах работы.
6. Руководители учреждений образования, которым стало известно о фактах жестокого обращения, физического и (или) психического насилия в отношении ребенка, представляющих угрозу его жизни, здоровью и развитию, немедленно сообщают об этом в компетентный государственный орган.
7. Во время проведения компетентными органами следственных (иных) мероприятий педагог-психолог оказывает психологическую поддержку психоэмоционального состояния ребенка и его законных представителей, исключая работу со случаем насилия.
После завершения следственных (иных) мероприятий педагог-психолог продолжает оказывать психологическую помощь детям в полном объеме, включая проработку случая насилия. Психологическая помощь детям, подвергшимся сексуальному насилию, включает методы и методики согласно приложению 4 к настоящей Инструкции. Психолог, оказывающий психологическую помощь, самостоятельно выбирает форму оказания психологической помощи, максимально эффективные и надежные методы и методики исходя из целей оказания психологической помощи (насилие), ее видов, своей профессиональной компетентности, пола, возраста, особенностей личности ребенка, подвергшегося насилию, и его поведения.

Приложение 1

к Инструкции о порядке действий педагогических работников по выявлению детей, подвергшихся насилию

Анкета

ФИО ___________________________________________________________________________

Учреждение образования_______________Класс/группа ___________________________

Возраст ____________________                                        Пол _____________________________

1. Как часто ты проводишь свободное время со своими родителями?








  1. каждый день;

  2. не чаще одного раза в неделю;


  1. не чаще одного раза в месяц;

  2. как придется.


2. Кому ты мог бы доверить свои секреты?








  1. маме; 

  2. папе;              

  3. брату, сестре;


  1. подруге, другу;

  2. другое (укажите)


 


3. За что наказывают тебя твои родители?








  1. за плохие отметки в школе;

  2. за то, что не прибрал (-а) в квартире;

  3. за то, что не вовремя вернулся (-ась) вечером с прогулки;


  1. за плохое поведение;

  2. за вранье;

  3. другое (укажите)


 


4. Какой вид наказания чаще всего используют твои родители?








  1. ругают за поступок;

  2. лишают карманных денег;

  3. не разрешают общаться с друзьями (подвергают домашнему аресту);


  1. не разрешают играть на компьютере;

  2. бьют;

  3. другое (укажите)


 


5. Согласен ли ты с методами наказания своих родителей?








  1. да;

  2. скорее да, чем нет;


  1. скорее нет, чем да;

  2. нет.


6. По твоему мнению насилие — это:








  1. унижение одного человека другим;

  2. причинение физического вреда другому человеку;


  1. подчинение себе другого человека;

  2. другое (напиши)


 


7. Как ты думаешь, какие виды насилия встречаются в современной семье?








  1. физическое насилие;

  2. психологическое насилие;


 


  1. сексуальное насилие;

  2. другое (укажите)


 


8. Кто из членов семьи чаще всего, по твоему мнению, подвергается насилию?








  1. младшие братья и сестры;

  2. старшие братья и сестры;

  3. папа;

  4. мама;


  1. дедушка, бабушка;

  2. домашние животные;

  3. другие (укажите)


 


9. Кто из членов семьи чаще всего, по твоему мнению, выступает насильником?








  1. младшие братья и сестры;

  2. старшие братья и сестры;

  3. папа;


 


  1. мама;

  2. дедушка, бабушка;

  3. другие (укажите)


 


10. Ты считаешь наказание детей в семье — это насилие?








  1. да;

  2. скорее да, чем нет;


  1. скорее нет, чем да;

  2. нет.


11. Какое наказание ты расцениваешь как насилие над ребенком?








  1. оскорбление словами;

  2. физическое воздействие;

  3. сексуальное домогательство;


 


  1. лишение удовольствия, запрет на деятельность, приносящую удовлетворение;

  2. другие (укажите)


12. Что, по твоему мнению, может быть причиной насилия в семье?








  1. жизненные проблемы;

  2. неурядицы на работе;

  3. демонстрация насилия в печатных и телевизионных СМИ;

  4. склонность личности к насилию;


 


  1. неуравновешенность эмоциональной сферы (эмоциональные срывы);

  2. ситуация безысходности и отчаяния;

  3. алкоголизм родителей;

  4. другое (укажите)


 


13. Считаешь ли ты себя жертвой насилия?








  1. да;

  2. скорее да, чем нет;


  1. скорее нет, чем да;

  2. нет.


14. Какому виду насилия ты подвергался?








  1. физическое насилие;

  2. психологическое насилие;


 


  1. сексуальное насилие;

  2. другое (укажите)


 


15. Что, по твоему мнению, нужно сделать, чтобы избежать насилия?



  1. укажи ________________________________________________________________________

  2. не знаю.


16. Ощущаешь ли ты себя защищенным и любимым в своей семье



  1. да;

  2. нет;

  3. не всегда.


17. В какие учреждения можно обратиться, если человек стал жертвой семейного насилия?








  1. милиция;

  2. социально-педагогические центры;

  3. телефон доверия;

  4. школа/гимназия;


  1. поликлиника/больница;

  2. центр дружественный подросткам;

  3. другое (укажите)


 


18. Какие правовые документы по защите семьи от насилия существуют в нашем законодательстве?








  1. Конституция Республики Беларусь

  2. Кодекс о браке и семье

  3. Закон о правах ребенка


  1. Уголовный кодекс

  2. Кодекс об административных правонарушениях


СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ!







Приложение 2

к Инструкции о порядке действий педагогических работников по выявлению детей, подвергшихся насилию

Карта наблюдений

 Инструкция: отметьте, пожалуйста, поведение, которое наиболее часто встречается у ребенка.

 Ф.И.О. опрашиваемого______________________________________________

Ф.И.О. ребенка, возраст______________________________________________

Дата ______________________________________________________________









































































































































Индикатор

Да

Нет

1

Легко становится «нервным», плачет, краснеет, если ему задают вопрос

2

Игнорирует сверстников, не идет с ними на контакт

3

Ведет себя подобно «настороженному животному», держится вдали от взрослых

4

Апатичен, пассивен, невнимателен, редко смеется

5

Часто наблюдаются внезапные и резкие спады энергии (настроения)

6

Не проявляет дружелюбия и доброжелательности к другим людям

7

Заботится о том, чтобы всегда находиться в согласии с большинством. Навязывается другим, им легко управлять

8

Одевается вызывающе (брюки, прическа – мальчики; преувеличенность в одежде, косметика – девочки)

9

Постоянно нуждается в помощи и контроле со стороны учителя

10

Негативно относится к замечаниям

11

Агрессивен (кричит, употребляет силу). Пристает к более слабым детям

12

Прячет или уничтожает предметы, принадлежащие другим детям

13

Не заинтересован в учебе

14

Не заинтересован в одобрении или неодобрении взрослых

15

Не пунктуален, не старателен

16

Бесцельно двигает руками Разнообразные «тики»

17

Грызет ногти

18

Слишком инфантилен в речи. Заикается, запинается. Трудно вытянуть из него слово

19

Родители сознательно лгут, оправдывают отсутствие ребенка в школе

20

Выглядит так, как будто очень плохо питается

21

Частые вирусные заболевания, головные боли


Обработка результатов:

Шкалы:



  1. Недоверие к новым людям и ситуациям – 1, 2, 3.

  2. Депрессия и уход в себя – 4, 5, 6.

  3. Тревожность по отношению к окружающим – 7, 8, 9.

  4. Враждебность по отношению к окружающим – 10, 11, 12.

  5. Недостаток социальной нормативности – 13, 14,15.

  6. Невротические симптомы – 16, 17, 18.

  7. Неблагоприятные условия среды – 19, 20, 21.


Примечание