Пошаговый алгоритм
ИНСТРУКЦИЯ
о порядке действий педагогических
работников по выявлении детей,
подвергшихся насилию1.
Настоящая Инструкция определяет порядок действий педагогических работников по выявлению детей, подвергшихся насилию, включающий психологическое просвещение, психологическую диагностику и психологическую помощь.
2.
Для целей настоящей Инструкции применяются термины и их определения в значениях, установленных Кодексом Республики Беларусь об образовании, Законом Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. № 2570-XII «О правах ребенка», Законом Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. № 200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Законом Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. № 153-З «Об оказании психологической помощи», настоящей Инструкцией, иными нормативными правовыми документами.
3. Работники учреждений образования выявляют детей, подвергшихся насилию при выполнении должностных обязанностей, а также при проведении психологического просвещения, психологической диагностики, индивидуальной профилактической работы, осуществлении иной деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений, обеспечению прав и законных интересов детей.
4.
Психологическое просвещение по выявлению детей, подвергшихся насилию, организуется ежегодно в учреждениях образования в периоды с 1 марта по 1 апреля и с 25 августа по 25 сентября и включает выступления педагогов-психологов на собраниях трудовых коллективов, родительских собраниях, беседы с детьми, их родителями (усыновителями, удочерителями), опекунами или попечителями, другие мероприятия, направленные на распространение психологических знаний о видах насилия, его проявлениях, анкетирование детей с использованием анкеты (приложение 1 к настоящей Инструкции), педагогических работников, родителей (усыновителей, удочерителей), опекунов или попечителей с использованием карты наблюдений (приложение 2 к настоящей Инструкции).
5.
По результатам психологического просвещения педагог-психолог:в течение 2 рабочих дней анализирует результаты анкетирования детей и педагогических работников, родителей (усыновителей, удочерителей), опекунов или попечителей;
в необходимых случаях в течение 2 рабочих дней проводит беседы с детьми, в ходе которых устанавливает с ними психологической контакт, изучает их эмоциональное состояние, использует методы психологической диагностики, указанные в приложении 3 к настоящей Инструкции;
для уточнения карты наблюдений проводит беседу с педагогическими работниками, родителями (усыновителями, удочерителями), опекунами или попечителями;
в течение 1 рабочего дня информирует руководителя учреждения образования о результатах работы.
6.
Руководители учреждений образования, которым стало известно о фактах жестокого обращения, физического и (или) психического насилия в отношении ребенка, представляющих угрозу его жизни, здоровью и развитию, немедленно сообщают об этом в компетентный государственный орган.
7.
Во время проведения компетентными органами следственных (иных) мероприятий педагог-психолог оказывает психологическую поддержку психоэмоционального состояния ребенка и его законных представителей, исключая работу со случаем насилия.
После завершения следственных (иных) мероприятий педагог-психолог продолжает оказывать психологическую помощь детям в полном объеме, включая проработку случая насилия. Психологическая помощь детям, подвергшимся сексуальному насилию, включает методы и методики согласно приложению 4 к настоящей Инструкции. Психолог, оказывающий психологическую помощь, самостоятельно выбирает форму оказания психологической помощи, максимально эффективные и надежные методы и методики исходя из целей оказания психологической помощи (насилие), ее видов, своей профессиональной компетентности, пола, возраста, особенностей личности ребенка, подвергшегося насилию, и его поведения.
Приложение 1
к Инструкции о порядке действий педагогических работников по выявлению детей, подвергшихся насилию
Анкета
ФИО ___________________________________________________________________________
Учреждение образования_______________Класс/группа ___________________________
Возраст ____________________ Пол _____________________________
1. Как часто ты проводишь свободное время со своими родителями?
- каждый день;
- не чаще одного раза в неделю;
|
- не чаще одного раза в месяц;
- как придется.
|
2. Кому ты мог бы доверить свои секреты?
- маме;
- папе;
- брату, сестре;
|
- подруге, другу;
- другое (укажите)
|
3. За что наказывают тебя твои родители?
- за плохие отметки в школе;
- за то, что не прибрал (-а) в квартире;
- за то, что не вовремя вернулся (-ась) вечером с прогулки;
|
- за плохое поведение;
- за вранье;
- другое (укажите)
|
4. Какой вид наказания чаще всего используют твои родители?
- ругают за поступок;
- лишают карманных денег;
- не разрешают общаться с друзьями (подвергают домашнему аресту);
|
- не разрешают играть на компьютере;
- бьют;
- другое (укажите)
|
5. Согласен ли ты с методами наказания своих родителей?
- да;
- скорее да, чем нет;
|
- скорее нет, чем да;
- нет.
|
6. По твоему мнению насилие — это:
- унижение одного человека другим;
- причинение физического вреда другому человеку;
|
- подчинение себе другого человека;
- другое (напиши)
|
7. Как ты думаешь, какие виды насилия встречаются в современной семье?
- физическое насилие;
- психологическое насилие;
|
- сексуальное насилие;
- другое (укажите)
|
8. Кто из членов семьи чаще всего, по твоему мнению, подвергается насилию?
- младшие братья и сестры;
- старшие братья и сестры;
- папа;
- мама;
|
- дедушка, бабушка;
- домашние животные;
- другие (укажите)
|
9. Кто из членов семьи чаще всего, по твоему мнению, выступает насильником?
- младшие братья и сестры;
- старшие братья и сестры;
- папа;
|
- мама;
- дедушка, бабушка;
- другие (укажите)
|
10. Ты считаешь наказание детей в семье — это насилие?
- да;
- скорее да, чем нет;
|
- скорее нет, чем да;
- нет.
|
11. Какое наказание ты расцениваешь как насилие над ребенком?
- оскорбление словами;
- физическое воздействие;
- сексуальное домогательство;
|
- лишение удовольствия, запрет на деятельность, приносящую удовлетворение;
- другие (укажите)
|
12. Что, по твоему мнению, может быть причиной насилия в семье?
- жизненные проблемы;
- неурядицы на работе;
- демонстрация насилия в печатных и телевизионных СМИ;
- склонность личности к насилию;
|
- неуравновешенность эмоциональной сферы (эмоциональные срывы);
- ситуация безысходности и отчаяния;
- алкоголизм родителей;
- другое (укажите)
|
13. Считаешь ли ты себя жертвой насилия?
- да;
- скорее да, чем нет;
|
- скорее нет, чем да;
- нет.
|
14. Какому виду насилия ты подвергался?
- физическое насилие;
- психологическое насилие;
|
- сексуальное насилие;
- другое (укажите)
|
15. Что, по твоему мнению, нужно сделать, чтобы избежать насилия?
- укажи ________________________________________________________________________
- не знаю.
16. Ощущаешь ли ты себя защищенным и любимым в своей семье
- да;
- нет;
- не всегда.
17. В какие учреждения можно обратиться, если человек стал жертвой семейного насилия?
- милиция;
- социально-педагогические центры;
- телефон доверия;
- школа/гимназия;
|
- поликлиника/больница;
- центр дружественный подросткам;
- другое (укажите)
|
18. Какие правовые документы по защите семьи от насилия существуют в нашем законодательстве?
- Конституция Республики Беларусь
- Кодекс о браке и семье
- Закон о правах ребенка
|
- Уголовный кодекс
- Кодекс об административных правонарушениях
|
СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ!
Приложение 2
к Инструкции о порядке действий педагогических работников по выявлению детей, подвергшихся насилию
Карта наблюдений
Инструкция: отметьте, пожалуйста, поведение, которое наиболее часто встречается у ребенка.
Ф.И.О. опрашиваемого______________________________________________
Ф.И.О. ребенка, возраст______________________________________________
Дата ______________________________________________________________
№ |
Индикатор |
Да |
Нет |
1 |
Легко становится «нервным», плачет, краснеет, если ему задают вопрос |
|
|
2 |
Игнорирует сверстников, не идет с ними на контакт |
|
|
3 |
Ведет себя подобно «настороженному животному», держится вдали от взрослых |
|
|
4 |
Апатичен, пассивен, невнимателен, редко смеется |
|
|
5 |
Часто наблюдаются внезапные и резкие спады энергии (настроения) |
|
|
6 |
Не проявляет дружелюбия и доброжелательности к другим людям |
|
|
7 |
Заботится о том, чтобы всегда находиться в согласии с большинством. Навязывается другим, им легко управлять |
|
|
8 |
Одевается вызывающе (брюки, прическа – мальчики; преувеличенность в одежде, косметика – девочки) |
|
|
9 |
Постоянно нуждается в помощи и контроле со стороны учителя |
|
|
10 |
Негативно относится к замечаниям |
|
|
11 |
Агрессивен (кричит, употребляет силу). Пристает к более слабым детям |
|
|
12 |
Прячет или уничтожает предметы, принадлежащие другим детям |
|
|
13 |
Не заинтересован в учебе |
|
|
14 |
Не заинтересован в одобрении или неодобрении взрослых |
|
|
15 |
Не пунктуален, не старателен |
|
|
16 |
Бесцельно двигает руками Разнообразные «тики» |
|
|
17 |
Грызет ногти |
|
|
18 |
Слишком инфантилен в речи. Заикается, запинается. Трудно вытянуть из него слово |
|
|
19 |
Родители сознательно лгут, оправдывают отсутствие ребенка в школе |
|
|
20 |
Выглядит так, как будто очень плохо питается |
|
|
21 |
Частые вирусные заболевания, головные боли |
|
|
Обработка результатов:
Шкалы:
- Недоверие к новым людям и ситуациям – 1, 2, 3.
- Депрессия и уход в себя – 4, 5, 6.
- Тревожность по отношению к окружающим – 7, 8, 9.
- Враждебность по отношению к окружающим – 10, 11, 12.
- Недостаток социальной нормативности – 13, 14,15.
- Невротические симптомы – 16, 17, 18.
- Неблагоприятные условия среды – 19, 20, 21.
Примечание